Чарлз Диккенс — основоположник критического реализма в английской литературе

Розміщено Екзаменаційні твори в 30 апреля 2011

Чарлз Диккенс - основоположник критического реализма в английской литературе и величайший, истинно народный английский писатель. Диккенс родился в семье мелкого клерка и рано узнал, что такое нужда и нищета. Безденежье, трудная юность Диккенса отразились в той или иной степени во многих его произведениях. Литературное наследие Диккенса огромно - пятнадцать романов и множество сочинений других жанров. Многие из книг Диккенса еще в прошлом веке вошли в круг детского чтения.

Н. Г. Чернышевский назвал Диккенса «защитником низших классов против высших». Действительно, хотя либерал Диккенс и не мог стать на сторону современного ему демократического движения чартизма, не знал путей преодоления описываемых им социальных кризисов, творчество его было исполнено протеста против бесчеловечной реальности капитализма. Ошибкой было бы считать Диккенса своего рода «посторонним», лишь со стороны наблюдавшим за ходом английской общественной жизни. Литературная деятельность Диккенса началась с журналистики, он на деле знал то, о чем мы теперь узнаем лишь из его книг. С трудом может представить себе современный читатель те бесконечные издевательства над человеческим достоинством, пытки голодом и холодом, на которые был обречен английский народ, частью которого чувствовал себя Диккенс. Очень много сделано Диккенсом в изображении английских детей: до него литература не знала такого проникновенного и подлинного описания страданий, переживаний ребенка, лишенного даже самых скромных детских радостей,- ребенка, не знающего, что такое игра, но зато отлично знающего, что такое четырнадцатичасовое стояние у станка.

Своеобразие Художественного мышления Диккенса состоит прежде всего в исключительно тонком искусстве типизации, примененном к обществу, для которого социальный контраст стал социальным законом. Диккенс создал изумительную по точности и разнообразию галерею современных ему социальных И психологических типов. Эта сторона творчества Диккенса во многом определила традиции английского реализма конца XIX и XX века, придала ему национальное своеобразие. Успех пришел к писателю с выходом в свет одной и» первых его книг - «Записок Пиквикского клуба»(1836-1837). Это юмористическая эпопея, представляющая собой сменяющиеся картины английской жизни начала XIX века. Сатирические ноты в повествовании еще приглушены, но в книге уже отчетливо звучит особый юмор автора, появляются первые портреты знаменитых диккенсовских «чудаков» (Пиквика и его спутников), исподволь сеющнх добро на земле.

«Оливер Твист» (1838), следующий роман Диккенса, показал читателю, что Диккенс - не только тонкий юморист. В центре романа - неприкаянные дети бедняков, их безнадежное будущее, жалкая судьба. Если «чудаки» Диккенса - это его позитивная программа, люди, которые призваны исправить общественную дисгармонию, то дети в творчестве Диккенса - это его «униженные и оскорбленные», те, на чью долю выпадают страдания. В этом отношении Диккенс близок другому величайшему писателю XIX века - Достоевскому.

Диккенса всегда волновала проблема детства, неотделимая от тех скрытых социальных катастроф, которые потрясали все английское общество. В 1834 году в Англии был принят закон о бедных, предоставлявший безработным и бездомным детям право гнить заживо в «работных домах». Как раз в такой «работный дом» и попадает сирота Оливер. Оттуда он бежит в Лондон и в грабительской шайке обучается воровскому искусству. Новаторский синтез художественных приемов, которые к этому времени разработал Диккенс, отчетливо проявляется в лондонских эпизодах, изображающих человеческое отчаяние, которое до того выражалось лишь в прямолинейных схемах чартистской поэзии. В конце романа торжествует привычная для современников Диккенса моральная схема, и Оливера спасает от падения добродетельный горожанин Браунло.

Здесь, в своем первом социальном романе, автор еще далек от того, чтобы понять, в чем же корень зла, но свою задачу он видит пока не в понимании, а в изображении ежедневной трагедии маленького героя. Так же внутренне противоречив и следующий роман Диккенса «Жизнь и приключения Николаса Никльби» (1839). Самое убогое существование влачат герои романа, бедные лондонцы; современники Диккенса были потрясены тем, как изобразил писатель чудовищные приемы воспитания детей в йоркширской школе. В этой книге возникают новые для Диккенса темы: тема ростовщичества, в самой психологии ко


Рекомендую також наступні твори:

  • Нет подходящих публикаций