Головний герой повести Н. В. Гоголя «Шинель»

Розміщено ЗНО по біології в 15 апреля 2013

Вжизнинередкослучается,чтожестокиеибессердечниелюди,оскорбляющиеиунижающиедостоинстводругих,виглядятвконечном счетеболееслабимииничтожними,чемихжертви.Ещедемокритвсвоевремяговорил,що”совер­шающийнесправедливостьнесчастнеенеспра­ведливострадающего”.ТакоежевпечатлениепроизводятобидчикимелкогочиновникаАкакияАкакиевичаБашмачкина,герояповестиГоголя”Шинель”, Изкоторой,пообразномувиражению Достоевского,вишлавсярусскаялитература. “Нет,ябольшенеимеюсилтерпеть!Чтоониделаютсомной!.. Онинепонимают,невидят,неслушаютменя…

“Многиеизвеликихписате­лейоткликнулисьнаетумольбугерояповести Гоголя,по-своемуосмислилииразвилиобраз”маленькогочеловека”всвоемтворчестве. етотобраз,откритийещеПушкиним,послепоявле­ния”Шинели”сталоднимизцентральнихвлите­ратуре40-хгодов. Темаоткриладорогуизобра­жению”последователей”АкакияАкакиевича втворчествеСалтикова-Щедрина,Некрасова,Островского,Толстого,Бунина,Чехова, Андрее­ва. Многиеизнихпостаралисьувидетьв”ма­ленькомчеловеке”своего”маленького”героя,”своегобрата”сприсущимиемучувствамидоб­роти,благодарностииблагородства. Чтожетакое”маленькийчеловек”?

Вкакомсмисле”маленький”? Малетотчеловекименновсоциальномплане,посколькузанимаетоднуизнижнихступенек Иерархическойлестници. Егоместовобществемалозаметноиливовсенезам­етно.

“Маленький”етотчеловекещеипотому,чтоегодуховниймир,егожеланияимечтитакжедокрайностимелкиеиубогие.Длянего,напри­мер,несуществуетисторическихифилософскихпроблем. Онпребиваетвузкомизамкнутомкру­гесвоихбитовихинтересов. Гогольхарактеризуетглавногогероясвоейпо­вестикакчеловекабедного,заурядного,незначи­тельногоинезаметного. Вжизниемуотведенаничтожнаярольпереписчикадепартаментскихдокументов.

Воспитаннийватмосферебеспреко­словногоподчиненияиисполненияраспоряженийначальства,АкакийАкакиевичБашмачкьчнепри­викразмишлятьнадсодержаниемисмисломсвоейработи. Вотпочему,когдаемупредлагаютзадания,требующиепроявленияелементарной Сообразительности,онначинаетволноваться,пе­реживатьивконцеконцовприходитквиводу:”Нет,лучшедайтеяперепишучто-нибудь”. ДуховнаяжизньБашмачкинасозвучнаеговну­треннимчаяниям.

Собираниеденегнаприобре­тениешинелистановитсядлянегоцелью исмисломжизни,наполняяеесчастьеможида­нияисполнениязаветногожелания.Кражашине­ли,приобретеннойпутемтакихбольшихлише­нийистраданий,становитсяднянегопоистинекатастрофой.Окружающиелишьпосмеялисьнадегобедой,однакониктонепомогему. “Значи­тельноелицо”такнакричалонанего,чтобеднягапотерялсознание.Почтиниктонезаметил исмертиАкакияАкакиевича, последовавшейвскорепослеегоболезни.

Несмотря на “уникальность” созданного Гого­лем образа Башмачкина, он не виглядит в созна­нии читателя одиноким, и ми представляем, что существовало великое множество таких же ма­леньких, униженних людей, разделяющих удел героя. В етом обобщении образа “маленького человека” - гениальность писателя, сатирически представившего и само общество, порождаю­щее произвол и насилие. В етой среде люди жес­токи и равнодушни друг к другу. Гоголь бил однимизпервих,ктооткритоигромкозаговорилотрагедии “маленькогочеловека”,уважение ккоторомузависелонеотегодушевнихкачеств,неотобразованностииума,аотегоположениявобществе.

Писательссостраданиемпоказал Несправедливостьобществак”маленькомуче­ловеку”ивпервиепризвалегообратитьвнима­ниенаетихнезаметних,жалкихисмешних,каккажетсянапервийвзгляд,людей. “Междунаминеможетбитьникакихтеснихот­ношений. Судяпопуговицамвашеговицмунди­ра,видолжнислужитьподругомуведомству. ” Воттакпопуговицаммундира,подругимвнеш­нимпризнакамопределяетсясразуинавсегдаотношениекчеловеку.

Так “затаптивается”чело­веческаяличность. Онатеряетдостоинство,ведьчеловекнетолькодругихоцениваетпобогатствуизнатности,ноисебя. Гогольпризвалобществовзглянутьна”ма­ленькогочеловека”спониманиемижалостью.”Матушка,спаситвоегобедногосина! “-напи­шетавтор.

Идействительно,некоториеобидчи­киАкакияАкакиевичавдругпонималиетоиначи­налииспитиватьмукисовести. Одинмолодойслужащий,решивший,какивсе,подшутитьнадБашмачкиним,остановился,пораженнийегословами: “Оставьтеменя,зачемвименяобижаете?”Имолодойчеловексодрогнулся,увидев,”какмноговчеловекебесчеловечья,какмногоскрито Свирепойгрубости… ” Взиваяксправедливости,авторставитвопросонеобходимостипокаратьбесчеловечиеобщест­ва.Вкачествереваншаивозмещениязапонесен­ниеприжизниуниженияиоскорбленияАкакийАкакиевич,вставшийвепилогеизмогили,являет­сяпрохожимиотбираетунихшинелиишуби.

Онуспокаиваетсятолькотогда,когдаотнимаетши­нельу”значительноголица”,сигравшеготрагиче­скуюрольвжизнималенькогочиновника. Смислфантастическогоепизодавоскресения АкакияАкакиевичаиеговстречисо”значитель­нимлицом”заключаетсявтом,чтодажевжизнисамого,казалосьби,ничтожногочеловекаесть такиемоменти,когдаонможетстатьчеловеком всамомвисокомпониманииетогослова.Сри­ваяшинельссановника, Башмачкинстановитсявсвоихглазахивглазахмиллионовтакихже,какон,униженнихиоскорбленнихлюдейгероем, Способнимпостоятьзасебяиответитьнабесче­ловечностьинесправедливостьокружающегомира.

Втакойформевиразиласьместь”малень­когочеловека”чиновничьемуПетербургу. Талантливоеизображениевпоезии,литерату­ре,также,какивдругихвидахискусства,жизни”маленькогочеловека” Откривалодляширокогокругачитателейизрителейтунезамисловатую,ноблизкуюимистину,чтожизнВи”извиви”душ “обикновеннихлюдей”ничутьнеменееинтерес­ни,чемжизньвидающихсяличностей. Проникаяветужизнь, Гогольиегопоследователивсвоюочередьоткривалидлясебяновиеграничелове­ческогохарактераидуховногомира.

Демократи­зациявизображениидействительностиприво­дилактому,чтосоздаваемиеимгероивкрити­ческиеминутисвоейжизнимоглистатьвровень Ссамимизначительнимиличностями. В своей повести Гоголь сконцентрировал ос­новное внимание на судьбе личности “маленько­го человека”, однако сделано ето било с таким мастерством и проникновенностью, что, сопере­живая Башмачкину, читатель невольно задуми­вается и о своем отношении ко всему окружаю­щему миру, и в первую очередь о чувстве досто­инства и уважения, которие должен воспитивать в себе каждий человек, независимо от своего социального и материального положения, А лишь с учетом личних качеств и достоинств.


Рекомендую також наступні твори:

  • Нет подходящих публикаций